Клиповое мышление

Простота хуже воровства

Изначально, при появлении термина «клиповое мышление» в 1990-х годах, это понятие не несло в себе негативного подтекста. Да и сейчас найдутся его защитники, выделяющие преимущества такого способа восприятия мира. По сути, клиповое мышление – способность воспринимать информацию дозированно и разрозненно, через короткие тексты, видеоролики и т. п. Есть в этом и свои плюсы, например, ускоренная реакция.

Но если заглянуть глубже, мы увидим, что для сознания человека клиповое мышление – большая проблема, ведь оно предопределяет ему роль неразумного, неразборчивого потребителя информации.

Мир человека с клиповым сознанием – калейдоскоп

Причём калейдоскоп событий, фактов, впечатлений и т. д., почти или вообще не связанных друг с другом. А потому человек не имеет целостной картины мира и своего осознанного мировосприятия. Для него мир – цепочка сменяющих друг друга коротких роликов: рекламных, сериалов, выпусков новостей, блогов в соцсетях и т. д.

Если взглянуть на то, как преподносится вся эта информация – а это винегрет из не связанных друг с другом отрывков, «осколков», – можно увидеть главную проблему: человек, живущий внутри такого информационного торнадо, постепенно отвыкает анализировать, вдумываться, делать собственные выводы и, как следствие, управлять своей жизнью.

Нагляднейший пример – литература. Если раньше школьникам, пусть кому-то и из-под палки, нужно было читать внушительные по объёму, но продуманные, глубокие художественные произведения, то сейчас наличие доступных всем в сети интернет кратких изложений избавило их от этого труда мысли и чувства. А самым популярным чтением молодёжи являются комиксы и манга, что суть продукт для людей с клиповым мышлением: минимум текста, максимум визуализации, короткие части и упрощённые донельзя смысл.  
Современные сериалы также хорошо характеризуют «продукт» для «потребителя с клиповым мышлением». Они разделены на короткие серии, часто по смыслу не связанные друг с другом. Они не располагают к серьёзным размышлениям и думанию вообще. Кроме того, периодически прерываются рекламными роликами, которые тоже не связанны по смыслу, и анонсами новостей, созданными по тому же принципу.

Яркий, цепляющий, короткий, поверхностный – вот он, продукт для потребителей с клиповым мышлением, навязываемым медиа и производителями товаров.

При чём тут производители

При всём. Ведь человек, разучившийся рассуждать и делать взвешенные выводы самостоятельно, не способный на сколь-нибудь глубокий анализ предоставленной информации, легче поддаётся манипуляциям. Манипуляциям продавцов товаров в том числе.

Это идеальный потребитель. Его взгляд «зацепится» за яркую рекламу, громкий слоган, красивое обещание. Мозг подкинет мысль, что «ведь у всех есть», или «у всех скоро это будет», или «я хочу, чтобы у меня было лучше, чем у всех» (зависит от амбиций). И он не то что не сможет, а даже не попытается, выдрессированный клиповым миром, просчитать, осознать, нужен ли ему на самом деле новый iPhone, дополнительный пакет мобильного интернета, ещё одна кредитная карта с бесплатным периодом на n-сколько месяцев и т. п.

Целостность его мира разрушена, потому его собственные ценности тоже падают. Как мы и говорили: от классики – к комиксам, от вдумчивых фильмов о самом главном – к ситкомам, от осознанного потребления – к покупкам «потому, что у всех есть или будет».

Опасность клипового мышления: в зоне риска – дети

Почему именно о детях речь? Да потому что именно в детстве формируется наша личность. И от того, какие внешние факторы воздействуют на нас, что они нам дают, зависит конечный (разумеется, лишь условно конечный) результат.
Дети податливы. Они, словно губка, впитывают информацию из внешнего мира. И для них клиповое мышление и сознание представляют наибольшую опасность.

Перечислим основные видимые результаты, которые заметить проще всего

●    Снижение концентрации и способности к анализу. Уже в начальных классах можно выявить детей с этими проблемами. Но традиционно до 10 лет она объясняется особенностями возраста. Если же и после перехода в среднюю школу ребёнок не может сосредоточиться на уроке, сам разобраться в домашнем задании; у него вызывает сложности заучивание стихов, изложения и сочинения; он не может сконцентрироваться на содержании художественной книги или параграфа учебника, сделать самостоятельные выводы из прочитанного – это пугающие знаки, которые должны не просто насторожить родителей, а подвигнуть их немедленно искать решение проблемы. Причём решение единое, потому что и все названные признаки есть часть единого нарушения сознания.
●    Снижение успеваемости и способности к усвоению знаний. Если ребёнок (впоследствии взрослый) не может понять смысл прочитанного материала, провести его анализ, неудивительно, что и с применением поверхностных знаний возникнут сложности. Во всём мире сейчас и специалисты, и родители озабочены проблемами механического чтения, дисалгебраии и дисграфии, нежелания детей вникать в обучающий материал и полного безразличия к чему-либо за рамками школьной программы. Причём эти проблемы нельзя просто «оставить в детстве». Человек потащит их за собой во взрослую жизнь.  
●    Снижение работоспособности в будущем – непосредственный итог первых пунктов. Если человек не научился мыслить и анализировать, с обучением в ВУЗе и последующим поиском работы, как и с самой работой, у него вполне предсказуемо возникнут сложности. Такие люди, что называется, «туго думают». Плюсом клипового мышления называют многозадачность, но даже о её существовании до сих пор в научных кругах не утихают споры, так что оценить справедливость этого вывода сложно. А вот то, что глубины мысли и анализа человеку будет не хватать и это скажется на его статусе в обществе, – неоспоримо.
●    Простота манипулирования сознанием людей с клиповым мышлением, как было сказано выше, выгодна в первую очередь производителям продукции и монополиям: таким образом они, путём маркетинговых и рекламных ходов, управляют действиями целевой аудитории, вынуждая людей тратить всё больше денег на ненужные им покупки, по сути – работать ради того, чтобы покупать. А жизнь, в которой потребление ставится на первое место, уже не здоровая жизнь.   

Нейтрализация клипового мышления

Над этим вопросом, как ни молода сама проблема, бьются уже многие психологи и психиатры. Мной разработан уникальный метод, в корне отличающийся от других:
1.    Я воздействую на сознание человека через левое полушарие мозга, которое отвечает за творчество, избегая «вмешательства» логического правого полушария. Таким образом я избегаю и борьбы человека с самим собой, сохраняю его силы и душевное равновесие. По сути, мои клиенты в процессе терапии даже не замечают её, а видят только результат;
2.    Результаты работы «закрепляются» в тех участках мозга, которые никак не связаны с клиповым мышлением, благодаря чему эффект моих курсов не «выветривается» со временем. Все они окончательны. Результат не исчезнет.
Вы можете уточнить порядок работы со мной, задать интересующие вопросы и записаться на консультацию по телефону или через форму на сайте.